Начиная с 2014 года, Toyota RAV4 оснащается системой TPMS. Это позволяет контролировать текущее значение давления во всех камерах колёс. Система направлена на повышение безопасности движения. При падении давления хотя бы в одном колесе, на панели приборов загорается предупреждающая индикация и раздаётся специфический звуковой сигнал.
На моделях RAV4 применяется direct-тип (прямой контроль) системы контроля давления в шинах. Специальные датчики, вмонтированные в колёсные клапаны сжатого воздуха, передают инфракрасный сигнал на частоте 433 МГц. Приёмник автомобиля декодирует код и трансформирует его в числовое значение, отражаемое на щитке приборов или экране бортового компьютера.
Содержание
Типы датчиков
Для RAV4 выпускается три номенклатуры датчиков, зависящих от года выпуска автомобиля:
- 42607‑48020VK (PMV‑C215) для 2019-2021 годов выпуска;
- 42607‑02031 (30070) (PMV‑C210) для 2013 – 2019 годов выпуска;
- Universal sensor для любой модификации.
Стоимость одного датчика составляет 2000-3500 рублей. Гайка, переходной штуцер и элемент питания входят в стандартный комплект поставки, поэтому покупка дополнительного оборудования не требуется.
Более дорогостоящие аналоги от General Motors, VDO, Mobiletron имеют каталожные номера № 13348393, № S180211003Z, № TXS066 соответственно.
Принцип работы
Датчик имеет тензолитовый чувствительный элемент – сенсор. Он реагирует на изменение давления с точностью до 0,10-0,15 атмосфер. Сигнал постоянно транслируется на антенну приёмника. После дешифровки блоком управления значение датчика в цифровом виде показывается на экране бортового компьютера или щитка приборов. Следует помнить, что чем меньше уровень напряжения элемента питания датчика, тем чаще возникают ложные срабатывания.
Опытные автомобилисты стараются выполнять замену внутренних батареек всего комплекта датчиков при сезонной смене резины.
Система может начать сигнализировать о неисправности, если пропал сигнал хотя бы от одного излучателя. Причин всего две:
- необходима замена элемента питания;
- поломка сенсорного элемента.
Также одним из недостатков TPMS является повышенная чувствительность к электромагнитному излучения. Система нередко даёт ложные сбои при пересечении высоковольтных линий или при следовании мимо вышек сотовых операторов.
Порядок снятия. Замена.
Для того, чтобы заменить неисправный датчик или переставить его на другое колесо (к примеру, запаску) необходимо последовательно выполнить ряд операций:
- выключить зажигание;
- снять колесо с неисправным датчиком;
- демонтировать покрышку;
- заменить датчик на новый;
- установить покрышку;
- накачать колесо до номинального давления и установить на автомобиль.
Сенсорная часть располагается внутри воздушной камеры, образуемой диском и кордом покрышки, поэтому демонтаж резины обязателен. Других вариантов нет.
Действия после замены
После того, как датчик давления заменён, его необходимо прописать. Процесс выполняется автоматически при соблюдении определённого алгоритма:
- ключ зажигания устанавливается в положение «on», но мотор не запускается;
- Клавиша «set», переключающая режим отслеживания давления, кратковременно нажимается три раза. При этом активируется автоматическая система идентификации датчиков;
- После того, как все сенсоры будут инициализированы (на это укажет погасший индикатор предупреждения системы TPMS), необходимо в течение 10-15 минут проехать с постоянной скоростью. При этом система самостоятельно выполнит калибровку датчиков и настройку рабочих сигналов.
Для калибровки лучше двигаться по прямому ровному дорожному покрытию. Ямки и выпуклости на дорожном полотне отражаются на объёме воздушной камеры и снижают достоверность результатов калибровки.
Текущие настройки
Настройку TPMS необходимо выполнять после каждой замены колеса, покрышки или после присоединения аккумуляторной батареи. Если данной операцией пренебрегать, система может работать некорректно, отвлекать во время движения и даже раздражать водителя.
Обычно, на RAV4 с установочной кнопкой и разъёмом DLC1. Некоторые кнопки имеют пиктограмму на наружной поверхности, некоторые выпускаются без неё. Кнопка располагается внизу панели приборов со стороны водительского места.
- на неподвижном автомобиле включается зажигание;
- соединяются выводы «TS» и «Е1» вышеуказанного разъёма;
- кнопка нажимается и удерживается до тех пор, пока индикатор на панели приборов не мигнёт 3 раза;
- после этого выжидается пауза в течение 1 минуты.
Далее необходимо проехать определённое расстояние на автомобиле, так же, как и при замене датчиков.
Перспективы
В последнее время корпорация Toyota отходит от установки подобных систем на вновь выпускаемые автомобили. Её конструкция и принцип действия считаются архаичными. Прогнозируется, что уже в 2022 году новые RAV4 будут оснащаться принципиально новой, интеллектуальной системой управления. Измерение давления в шинах будет производиться за счёт математического моделирования движения колеса с учётом поверхности дорожного покрытия. Это позволит передавать информацию водителю с высокой достоверностью и точностью.