Первое поколение компактного кроссовера запущенно в производство в 1994 году, машина была ориентирована преимущественно на молодых людей для активного отдыха. Автомобили Toyota RAV4 второго и четвертого поколения начали комплектовать мощными дизелями. Всего использовались двигатели трех моделей 2AD-FTV, 1CD-FTV и 2,2 2 AD FHV, зарекомендовавшие себя с наилучшей стороны. Читателю предлагается краткий обзор этих моторов с описанием устройства, основных технических, динамических и экономических характеристик, а также эксплуатационных качеств.
Содержание
Линейка дизельных двигателей Тойота РАВ4
Компания Toyota собственное конструкторское бюро и занимается проектированием и выпуском обширной номенклатуры силовых агрегатов. В частности, инженерами автоконцерна были разработаны и запущены в производство линейка двигателей, устанавливаемых на кроссоверах RAV4:
- 2AD-FTV другое наименование 2 D4D. Производился, начиная с 2002 года по 2018 год, на нем впервые были применены пьезофорсунки.
- 1CD-FTV по другим данным 2.0 D-4D 16v. Запущен в серию в 1999 году и выпускался до 2007 года с топливным оборудованием Denso.
- 2,2 2 AD FHV (2,2 D-CAT). Поставлен на конвейер в 2005 году и производился вплоть до 2015 года, комплектовался сложной системой снижения токсичности выхлопа Disel Ciean Advanced Technology.
Первый из перечисленных дизелей использовался на кроссоверах РАВ4 второго поколения, вторым и третьим комплектовались машины четвертого поколения. С 2017 года в нашей стране возобновлены продажи автомобилей этой модели со 150-сильными турбодизелями 2AD-FTV рабочим объемом 2,2 литра.
Двигатель модели 2AD-FTV: конструкция, характеристики и эксплуатация
Японские инженеры для облегчения силового агрегата использовали алюминиевые блок цилиндров, в котором были установлены чугунные гильзы. Открытые рубашки охлаждения обеспечили эффективный теплоотвод. Головка блока также изготавливалась из алюминия и имела два распределительных вала и 16 клапанов, которые приводились в действие цепной передачей.
Система питания дизеля 2.2 D4D – тип Common Rail с ТНВД марки HP3, произведена компанией Denso. Основные технические характеристики:
- Тип и количество цилиндров: рядный, четыре.
- Рабочий объем: 2231 см3.
- Диаметр и ход поршня: 86*96 мм.
- Номинальная мощность: от 136 до 150 л. с.
- Крутящий момент: от 310 до 360 Нм.
- Степень сжатия: от 15,7 до 16,8.
Двигатель отвечает экологическим нормативам EURO 4/5 и обеспечивает кроссоверу Тойота РАВ4 с автоматической коробкой невысокий расход топлива (из расчета на 100 км пробега):
- в населенных пунктах: до 8,3 л;
- на шоссе: до 5,6 л;
- в смешанном цикле: до 6,5 л.
К несомненным достоинствам описываемого двигателя следует отнести:
- отличные динамические характеристики;
- высокую надежность цепного привода ГРМ;
- экономичность.
Основные недостатки: слабая прокладка головки блока цилиндров, высокий расход масла, частые отказы клапана EGR из-за загрязнения и быстрый выход из строя сажевого фильтра.
Дизель 1CD-FTV 2.0: устройство, основные параметры и особенности
Семейство двигателей CD стало первым, которое комплектуется топливной системой известного японского концерна Denso (тип Common Rail). Основу силового агрегата 1CD-FTV составляет чугунный блок цилиндров, который не имеет запаса для расточки под ремонтный размер. Алюминиевая ГБЦ имеет 16 клапанов, регулируемых подбором шайб. Два распределительных вала вращаются зубчатым ремнем, натяжение которого обеспечивается гидравлическим механизмом.
Основные технические характеристики 1CD-FTV:
- Тип: рядный четырехцилиндровый.
- Объем полный: 1995 см3.
- Диаметр и ход поршня: 82,2*94 мм.
- Мощность номинальная: от 90 до 116 л. с.
- Момент крутящий: от 215 до 280 Нм.
Описываемый турбодизель отличается невысоким потреблением топлива:
- В городском цикле: до 8 л/100 км.
- На трассе: до 4,8 л/100 км.
- В смешанном режиме: не более 5,9 л/100 км.
К преимуществам 1CD-FTV 2.0 относят:
- экономичность;
- высокая эксплуатационная надежность при использовании качественного топлива;
- хорошая ремонтопригодность и доступность запчастей.
Главным недостатком двигателя являются высокие требования к качеству дизельного топлива и невозможность капитального ремонта с использованием увеличенных поршней и колец. Кроме того отмечается крайне низкий ресурс форсунок Denso.
Дизельный двигатель 2,2 AD FHV: конструкция и основные характеристики
Силовой агрегат и блок, и головка изготавливались из алюминия. Из этого же металла производились поршни, которые помещались в неподвижно зафиксированные чугунные гильзы. Для повышения мощности дизель 2,2 AD FHV оснащался турбокомпрессором IHI, жидкостный контур которого подключен к системе охлаждения двигателя. В ГБЦ имеются 16 клапанов с системой регулировки фаз газораспределения, привод ГРМ – цепной.
Основные параметры 2,2 AD FHV:
- Количество цилиндров – 4; тип – рядный.
- Объем рабочий: 2231 см3.
- Поршень: диаметр – 86 мм; ход – 96 мм.
- Крутящий момент номинальный: от 380 до 400 Нм.
- Мощность максимальная: от 170 до 177 л. с.
- Степень сжатия в цилиндрах: 15,7.
- Топливное оборудование: Common Rail (Denso).
- Давление ТНВД: не менее 2000 бар.
Средний расход топлива кроссовера RAV4, комплектуемого этим двигателем с паре с механической коробкой, составляет:
- при движении в городском режиме – 7,4 л/100 км;
- на загородном шоссе – 4,9 л/100 км;
- в комбинированном цикле – 5,9 л/100 км.
Одним из главных достоинств этого силового агрегата является высокая экономичность. Другие преимущества 2,2 AD FHV:
- большой крутящий момент на низких оборотах;
- высокая надежность цепного привода ГРМ;
- наличие гидрокомпенсаторов клапанов.
К недостаткам турбодизеля относятся: повышенный расход масла, частый выход из строя клапана EGR из-за образования отложений и загрязнения. Кроме того специалисты отмечают крайне малый ресурс сажевого фильтра.
Техническое обслуживание, рекомендованные масла и заправочные объемы
Плановые регламентные работы на всех трех дизельных двигателях проводятся с интервалом в 10 тыс. км, но не реже одного раза в 12 месяцев. При этом выполняется операции по замене моторного масла (рекомендуется TOYOTA 5W30 5L Original) и фильтрующих элементов:
- масляного – при каждом ТО;
- воздушного – через 20 тыс. км;
- топливного 30 тыс. км.
Требуемый объем масла варьируется в пределах от 5,4 до 6,5 л в зависимости от модели двигателя.
Обслуживание системы охлаждения производится через каждые 80 тыс. км с заменой антифриза. Применяется Super Long Life G12, заправочный объем: от 8,7 до 10,6 л.
Заключение
Дизельные двигатели, которыми комплектовались кроссоверы Toyota RAV4 второго и четвертого поколения отличаются экономичностью и надежностью. При условии регулярного и качественного технического обслуживания ресурс силового агрегата любой из трех моделей составляет не менее 250 тыс. км. При проведении регламентных работ необходимо использовать рекомендованные технические жидкости и оригинальные комплектующие.