Рекламные проспекты продвижения пятой модификации Тойота Рав 4 для нашего российского брата содержат такие определения, как стремительная и брутальная внешность, современный интерьер, интеллектуальная бесступенчатая коробка, активная безопасность и комфорт.
Что касается внешности и салонного комфорта японской модели-бестселлера предыдущих российских продаж, то для этого требуется отдельный разговор. А наша теперешняя задача – это обзор особенностей трансмиссий нового поколения Равчика – именно так на своем сленге погоняют его наши гаражные собратья.
Тем более, что впервые на Рав 4 производителем предлагаются две полноприводные технологии.
Содержание
Системы привода нового Равчика
Одна – это классическая уже применяемая на предшествующих моделях Рав 4 Dynamic Torque Vectoring в виде AWD System или контролируемый электроникой полный привод-автомат с наличием адаптивного и дискретного распределения момента вращения на оси колес. Попросту говоря, это автоматическая полноприводная система с подключением задних колес в тех случаях, когда начинают буксовать передние колеса.
А вторая – это уникальная Dynamic Torque Vectoring или такая же AWD автоматическая технология полного привода, однако с наличием разделительных муфт, на каждой из осей.
Уникальность этой системы в том, что обеспечивается независимое друг от друга управление векторами колесной тяги с помощью индивидуального распределения моментов вращения между осями, что значительно улучшает степень управляемости авто на повышенных скоростях в виде:
- устойчивости соблюдения траектории движения;
- уверенного прохождения виражей;
- снижения вероятности утраты управляемости либо напротив избыточной чуткости к водительским манипуляциям управления на повышенных скоростях.
Это что касается поведения Рав 4 на асфальтовом дорожном покрытии.
Относительно характера внедорожного поведения Равчика, то это:
- довольно редкие случаи пробуксовок колес;
- уверенное преодоление сложных по проходимости участков ландшафта;
- бес проблемное прохождение участков с возможностью диагонального вывешивания шасси.
Кстати, насчет самих приводов, то они, между прочим, являются составными частями трансмиссий. Если считать, что трансмиссии – это механизмы, которые передают вращательные усилия от движков к колесам с различными параметрами, как по величинам моментов, так и по направлениям вращения.
Наша следующая задача – это сделать обзоры, как МКПП, так и коробки-вариатора, чем оснащены новые Равчики, потому что с обзором этих машин можно ознакомиться в предыдущей публикации достоинств и недостатков АКПП.
При этом следует иметь в виду, что некоторые из наших гаражных товарищей вариатор ошибочно называют не иначе, как роботом.
Механическая коробка Рав 4
Очень легко определить, какая стоит коробка на том или ином Равчике. Для этого нужно заглянуть в салон и, если на центральном тоннеле будет красоваться такой рычаг, как на фото:
А также, если под баранкой наличествуют три педали, то это свидетельства того, что на машине стоит механическая коробка.
При этом МКПП на Равчике имеет алюминиевый корпус, где на подшипниковых опорах установлены шлицевые валы с наборами шестерен, а на крышке коробки — рычаг, который располагается в салоне и предназначенный для того, чтобы с помощью кулисы осуществлять включение тех или иных скоростей.
При этом для переключения скоростных режимов коробки нужно всяких раз нажимать на педаль сцепления для прекращения передачи мощности от мотора.
Достоинствами механики являются:
- возможность переключения скоростей в принудительном порядке в тяжелых дорожных условиях без риска перегрузки коробки;
- высокая динамичность по сравнению, как с АКПП, так и с вариатором или с CTV;
- низкий топливный расход, опять же в сравнении, как с автоматической, так и с бесступенчатой коробками;
- простота и дешевизна, как обслуживания так и ремонта.
По поводу недостатков механической КПП следует сказать, что ее минусы заключаются:
- в необходимости постоянного переключения передач и нажатия педали сцепления при движении в пробках с последующим выходом из строя сцепления в качестве неизбежного следствия этих манипуляций;
- а также к быстрому износу синхронизаторов и системы блокировки;
- с последствиями либо затруднений включения или самопроизвольного выключения скоростей.
Бесступенчатая или CTV трансмиссия
Насчет коробки CTV на Равчике следует сразу сказать, что японский производитель для повышения надежности езды на вариаторе по бездорожью, где нагрузочные характеристики являются фатальными для любой бесступенчатой коробки пошел на ухищрение, поставив на первую передачу классику механики. А именно в виде блока механических шестерен.
Теперь для того, чтобы выехать из сугроба или болота водитель Равчика может спокойно врубить первую скорость, нисколько не беспокоясь о рисках перегрузки вариатора.
Единственным недостатком такой комбинированной CTV коробки является увеличение массы и количества деталей бесступенчатой трансмиссии, зато чуть ли не на порядок повысились надежность и долговременность службы дорогостоящего агрегата.
Что касается принципа работы вариаторной коробки, то со старта, когда усилия на коробку имеют максимальные значения, используется либо первая или шестеренная, либо вариаторная аналогичная второй скорости передача.
После чего по мере разгона или по мере нажатия педали газа в работу вступает электронное управление перевода шкивов вариатора. Обеспечивая при этом плавный переход скоростных вплоть до спортивных секвентальных режимов (последовательно повышающих обороты колес) нового Рав 4.