У Тойоты РАВ 4, несмотря на то, что машина не такой уж и новичок на рынке, некоторые характеристики, в том числе и клиренс (дорожный просвет), «плавают» даже в официальных источниках. Офсайт Тойоты в России приводит картинку, на которой расстояние до наинизшей точки автомобиля указано 200 мм. Но на этом же сайте, в брошюре о РАВ 4, на странице технических характеристик дорожный просвет равняется уже 195 мм.
Понятно, что фактический клиренс может меняться в зависимости от загрузки, но вряд ли тойотовцы не знают элементарных вещей. Скорее всего, на сайте приведено значение клиренса для топовой комплектации, а в характеристиках — для базовой. Иначе говоря, Тойота обозначила допустимый диапазон дорожного просвета для своей модели.
Но замеры, проведенные Дромом, показывают иную картину, к удивлению, лучше официальной (обычно бывает наоборот). По их данным, клиренс получается следующим:
- спереди автомобиля — 209 мм;
- до нижнего рычага задней подвески — 210 мм;
- до глушителя — 257 мм.
Результаты, как для кроссовера, вполне приличные, в своем классе Тойота РАВ 4 по этому показателю в группе лидеров. Многие именитые конкуренты обходятся куда более скромным клиренсом:
- Infiniti QX50 – 165 мм.
- Hyundai Santa Fe и KIA Sorento – 185 мм.
- Skoda Kodiaq — 187 мм.
- Nissan XTrail – 210 мм.
- Land Rover DiscoverySport – 212 мм.
Примечательно, что последняя модель относится к марке полноценных и легендарных внедорожников, пусть и предложивших скорее дорожный вариант вездехода. В любом случае, на вопрос «какой клиренс у РАВ 4?», учитывая разбег приведенных данных, можно отвечать «достаточный для большинства ситуаций».
И действительно, если требуется реальный кроссовер, а не городской, то есть машина, сочетающая в себе функционал легковой и внедорожника, причем качества последнего должны быть заметно выражены, а не слегка обозначены, то рассматривать Тойоту РАВ 4 стоит в первую очередь.
В том числе и потому, что она обладает другим важным фактором повышения проходимости, полным приводом с набором довольно сложным систем распределения крутящего момента по колесам, позволяющим эффективно реализовать мощность двигателя на грунтах с пониженной несущей способностью.
Информация о распределении крутящего момента по колесам может выводится на дисплей приборной панели. В некоторых режимах (ЭКО) привод осуществляется только на передние колеса.
Иначе говоря, РАВ 4 одна из наиболее приспособленных моделей не только к дорогам, но и «направлениям» на территории бывшего СССР. Другие параметры геометрической проходимости, в частности, передний и задний свесы, и связанные с ними углы въезда и съезда, хоть и не идеальны, но вполне удовлетворительны.
Параметр | Значение |
Свес передний, мм | 925 |
Свес задний, мм | 985 |
Угол въезда, ° | 17 |
Угол съезда, ° | 19 |
Надо понимать, что практически все параметры автомобиля взаимосвязаны и улучшить одни можно только за счет ухудшения других. Скажем, уменьшение переднего свеса приведет к снижению нагрузки на основной ведущий мост, передний, и на скользкой дороге система полного привода будет задействоваться гораздо чаще.
А уменьшение заднего свеса означает снижение объема багажного отделения, что тоже не приведет в восторг владельцев. То же относится и к дорожному просвету, повысить его можно, но есть и обратная сторона медали — повышение центра тяжести, тянущее за собой снижение устойчивости в поворотах и на поперечных склонах, проблемы с аэродинамикой, влекущие рост потребления топлива и т. д. и т. п.
Методы увеличения дорожного просвета
В ряде случаев владельцы задумываются о увеличении клиренса, хотя, скажем прямо, для владельцев РАВ 4 это далеко не самая актуальная проблема, и желающих немного. Один из самых простых способов — установка колес большего диаметра, благо колесные арки позволяют «впихнуть» даже 20″ от Лексуса.
Впрочем, владелец прямо написал, что основная цель была внешний вид, а в клиренсе выигрыш незначительный. Но тут надо помнить, что нештатные шины и диски — отличный повод отказать в гарантийном ремонте, например, ходовой части. По этой же причине тюнинг подвески, как способ повышения клиренса установкой других пружин или проставок, для новых РАВ 4 практически не применяется.
С другой стороны, у некоторых владельцев и так возникли вопросы по сайлентблокам передних рычагов, в частности, трещины в теле резинового элемента при смешном пробеге в 16 000 км, и давать повод официальному сервису для отказа в ремонте мало кому хочется.
Итоги и выводы
В конструкции Toyota RAV 4 2021 модельного года клиренс, достаточный для дорог и легкого/среднего бездорожья, заложен изначально, еще на этапе проектирования. Конечно, реальный дорожный просвет в эксплуатации может меняться в зависимости, например, от загрузки автомобиля, однако, судя по отзывам владельцев, размещенным в интернете, на недостаточность этого параметра еще никто не жаловался.
Иначе говоря, практика подтвердила расчеты конструкторов и автомобиль в этом плане получился вполне пригодный для эксплуатации на пространствах России и СНГ.